«Уголок потребителя» — это специальное место, где должна быть размещена самая важная информация, которая подтвердит, что продавец имеет право продавать, а исполнитель может на законных основаниях оказывать ту или иную услугу. Он должен располагаться в удобном и доступном для потребителей месте, а оформлен может быть в виде информационного стенда или специальной папки с правовой информацией.
«Уголок потребителя» обязателен для изготовителей, продавцов товаров, исполнителей услуг и не только.
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В «УГОЛКЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ»
Информация о продавце (исполнителе):
Нормативные акты в сфере защиты прав потребителей:
«Уголок потребителя» не требуется при разносной торговле.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ОБНАРУЖИЛИ «УГОЛОК ПОТРЕБИТЕЛЯ»
Если в месте реализации товара, работ, услуг отсутствует «уголок потребителя» и нет возможности ознакомиться с указанными выше информацией и документами, можно предпринять следующее.
1. Обратиться к продавцу (исполнителю) с письменным требованием оборудовать «уголок потребителя». В претензии лучше указать, какая информация отсутствует в «уголке потребителя».
2. Подать обращение (заявление, жалобу) в уполномоченные органы государственной власти или правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Так, можно обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора.
Заявление (жалоба) может послужить основанием для проведения внеплановой проверки продавца (исполнителя) или, поводом к возбуждению Роспотребнадзором дела об административном правонарушении.
Обратите внимание! В случае возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, а также причинения такого вреда можно сразу обратиться с заявлением в Роспотребнадзор, других случаях — после предварительного обращения к изготовителю (исполнителю, продавцу).
Ещё, можно направить заявление (жалобу) в органы прокуратуры, которые также наделены полномочиями по возбуждению производства об административном правонарушении.
Обращаться в полицию можно при отсутствии «уголка потребителя» при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
3. Жалобу можно направить также в органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые, в свою очередь, могут обратиться в уполномоченные органы государственной власти для проверки факта нарушения и принятия соответствующих мер.
4. Если продавец (исполнитель) отказался добровольно удовлетворить претензию или не ответил на обращение, можно обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя. Но, обращения в суд исключительно с требованием оборудовать «уголок потребителя», не связанные с причинением потребителю вреда вследствие непредоставления обязательной информации, на практике не распространены.
Вместе с тем, правом обращения в суд в целях защиты прав отдельных потребителей, и интересов неопределённой группы потребителей наделены должностные лица Роспотребнадзора, органы прокуратуры, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).
Неправильно оформленный «уголок потребителя», или его отсутствие — это нарушение прав потребителей, за что предусмотрены штрафы и административная ответственность.