Всероссийская «горячая линия» по вопросам качества и безопасности парфюмерно-косметической продукции проводилась на всей территории Российской Федерации в период с 7 по 18 февраля 2022 года.
В рамках проведения тематического консультирования граждан по вопросам качества и безопасности парфюмерно-косметической продукции поступило более 4 000 обращений. Больше всего граждане интересовались качеством и безопасностью отдельных видов парфюмерно-косметической продукции, такие вопросы составили почти 60% от всех поступивших обращений.
Из них наибольший удельный вес составили вопросы по качеству и безопасности парфюмерной продукции 20%, кремов — 12%; детской косметики 11%, продукции гигиенической моющей для волос, лица и тела (пена для ванн, моющие гели, очищающие средства, шампуни, жидкое мыло) — 8%; косметические наборы — 6%; косметическая продукция для окрашивания и тонирования волос, ресниц и бровей, для осветления и мелирования — 5%; дезодоранты, антиперспиранты, дезодоранты-антиперспиранты и иная парфюмерно-косметическая продукция — 5%; лаки для ногтей — 5% тушь для ресниц и подводка для глаз — 5 %.
На втором месте по популярности оказались вопросы маркировки парфюмерно-косметической продукции 14% от всех обращений: какую обязательную информацию должна содержать маркировка парфюмерно-косметической продукции согласно требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011); какая парфюмерно-косметическая продукция подпадает под обязательную маркировку; действия потребителя при отсутствии маркировки на парфюмерной продукции; возможна ли в настоящее время продажа парфюмерной продукции без маркировки средствами идентификации; об отсутствии информации о производителе на русском языке, составе продукции на русском языке, информации о противопоказаниях; нужно ли маркировать пробники.
Третье место заняли вопросы, касающиеся дистанционной покупки парфюмерно-косметической продукции, 11% от всех обращений: доставка предварительно оплаченного товара с нарушением сроков; не соответствие запаха (аромата) оригиналу; поставка фальсифицированной продукции.
Среди наиболее часто задаваемых вопросов, с которыми обращались граждане Российской Федерации, оказались вопросы, касающиеся требований к документам, подтверждающим качество и безопасность парфюмерно-косметической продукции; наличия необходимой информации, в том числе в соответствии с требованием технического регламента; с какого возраста можно пользоваться детской косметикой, чтобы не причинить вред ребенку; какие ингредиенты не должны входить в состав детской косметики; какая краска для волос самая безопасная и на что обратить внимание при приобретении краски для осветления (обесцвечивания) волос. По группе «иная парфюмерно-косметическая продукция» обращения касались возможности продажи духов на розлив; как отличить парфюмированную воду от туалетной; какая парфюмерия является более стойкой.
В связи с отсутствием информации о продавце при покупке продукции в сети Интернет граждане просили разъяснить их дальнейшие действия по возврату некачественного товара и денежных средств; как обменять приобретенную дистанционным способом парфюмерно-косметическую продукцию (туалетную воду, краску для волос); в чем особенность дистанционной продажи парфюмерно-косметической продукции; какую информацию должен предоставить продавец потребителю до заключения договора.
Граждан, обратившихся за консультацией также интересовали вопросы, как проверить духи в системе «Честный знак»; с какой даты обязаны маркировать парфюмерную продукцию и с какого периода не допускается продажа без маркировки Data Matrix; о сроках предъявления претензий, в случае парфюмерной продукции ненадлежащего качества; возврата косметического набора; продажи косметических товаров в продуктовых магазинах; хранения парфюмерно-косметической продукции при минусовой температуре (продажа на ярмарках, рынках).
В группу вопросов, составляющую минимальный удельный вес в общем количестве поступивших вопросов (по одному вопросу) вошли такие как: наличие у продавцов копий документов, подтверждающих качество и безопасность парфюмерно-косметической продукции (свидетельств о государственной регистрации продукции, деклараций о соответствии); возврат денег за косметическую продукцию, если в другом месте цена на данный товар ниже; приобретение парфюмерной продукции (духи) в социальных сетях у физического лица, которые оказались ненадлежащего качества; возврат денег за изделие гигиены полости рта жидкие, так как не понравился запах продукции; можно ли поменять косметический набор, подаренный, на другой товар или вернуть за него деньги; вопрос о несогласии заявителя с отказом продавца вернуть деньги за крем, так как после его использования появилась аллергическая реакция, которая ранее не наблюдалась.
Специалисты Роспотребнадзора разъяснили права потребителей и алгоритм действий при покупке парфюмерно-косметической продукции ненадлежащего качества, доведена информация о сроках возврата уплаченной за покупку суммы, при расторжении договора купли-продажи, о невозможности обмена и возврата парфюмерно-косметической продукции надлежащего качества, а также порядок досудебного урегулирования споров и алгоритм действий в судебном порядке, в случае неудовлетворения продавцом требований потребителей.
По итогам тематического консультирования Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации принято для рассмотрения 54 жалобы. Органами и организациями Роспотребнадзора оформлено 137 претензий в адрес продавцов по вопросам качества и безопасности парфюмерно-косметической продукции.
Ситуация остается на контроле Роспотребнадзора.